8-495-755-33-40
МХТ ИМ. А. П. ЧЕХОВА 0 8-495-755-33-40
ГЛАВНАЯ / О ТЕАТРЕ

 

О ТЕАТРЕ

МХТ им. Чехова: вчера, сегодня, завтра

Вот уже второе столетие здание в Камергерском переулке, где расположился Московский Художественный театр им. Чехова, является местом притяжения ценителей и знатоков театрального искусства. На постановках МХТ выросло не одно поколение истинных театралов, и в наши дни практически каждая его премьера становится ярким и заметным событием. Билеты на спектакли пользовались спросом всегда, даже в самые сложные для страны периоды.

Об истории театра

История этой столичной легенды сама по себе могла бы лечь в основу увлекательной пьесы – столько в ней неожиданных сюжетных поворотов и линий. Наверное, когда-нибудь такой спектакль появится в репертуаре МХТ.

Идея создания театра родилась в июне 1897 года за столиком ресторана «Славянский базар». Там встретились Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Результатом этой встречи наслаждаются многие поклонники Мельпомены.

Прошло чуть больше года после нее. 14 октября 1898 премьерный спектакль «Царь Федор Иоаннович» по трагедии А. Толстого ознаменовал появление творческого объединения. Первоначально его назвали Художественно-Общедоступным театром.

  • На этих подмостках впервые была применена знаменитая и непревзойденная система Станиславского.
  • Здесь формировались новаторские, ломающие устоявшиеся каноны принципы театральной режиссуры.
  • Именно этот театр стал легендой еще и по своему актерскому составу – целому ансамблю талантливых единомышленников.

В истории МХАТ, а именно так его стали именовать официально, были и не очень светлые полосы. После смерти Немировича-Данченко в период коллективного руководства и отсутствия единого главного режиссера театр начал терять зрителя.

Этому в немалой степени способствовали смена поколений актеров и определенная конъюнктурная направленность репертуара. Очевидно, назрело время перемен. В 1970 году началась новая эра в развитии МХАТ: его главным режиссером стал Олег Ефремов. Вроде бы, все наладилось, но театр ждали большие перемены.

В 1920 году театр получил статус академического, а в 1932 ему было присвоено имя Чехова.

Мхатовские принципы, идеи и их воплощение

С первых дней существования театра его руководители проповедовали принцип: «Сегодня – Гамлет, завтра – статист, но и в качестве статиста – большой артист». Среди актеров, составивших ядро первой труппы театра, Артистов с большой буквы, были многие уникальные личности.

  • Имена О. Книппер, В. Мейерхольда, И. Москвина, М. Савицкой, в то время студентов музыкально-драматического училища, впоследствии стали легендой.
  • Начавший работать в труппе в 1900 году В. Качалов – это целая эпоха в театральной жизни России.

Если говорить об эпохе нового худрука, то она состоялась в плане актерского состава. «Мы хотим верить, что вы будете уважать, любить Ефремова и помогать ему» - писали актеры «Современника», возглавляемого в то время этой легендой советского кино и театра. Такое послание было адресовано коллегам - мхатовцам.

В коллектив МХАТ влились в то время Е. Евстигнеев, А. Калягин, И. Смоктуновский. Чуть позже свои роли на сцене театра сыграли А. Мягков, Т. Доронина, О. Табаков, Е. Васильева, О. Борисов. Увы, по-прежнему «неладно было что-то в датском королевстве».

Разрастающаяся труппа, отсутствие общей творческой программы, необходимость идти на компромисс при выборе репертуара привели к очередному кризису в творчестве и конфликту за кулисами. В 1987 году коллектив распался. Появилось два театра на базе одного прежнего: МХАТ им. Чехова остался возглавлять Олег Ефремов, а МХАТ им. Горького начал развиваться под руководством Татьяны Дорониной.

От Чехова и Горького к шедеврам мировой классики

За время существования театра на его сцене шли пьесы самых различных авторов и разнообразных жанров. Становление же театра, обретение им собственного «лица», выбор направления творческого развитие неразрывно связаны с драматургией А. П. Чехова. Именно в его честь и назвали обновленный МХТ.

  • «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» в постановке МХТ зазвучали абсолютно по-новому, а изображение чайки на занавесе театра стало его знаком отличия, своеобразной визитной карточкой.
  • После революции театр значительно обновил свой репертуар. С его сцены стал звучать голос М. Булгакова, К. Тренева, В. Катаева. Поставили спектакли по революционным пьесам А. Корнейчука, Вс. Иванова.
  • Свое развитие эта легенда столицы не прекращает в любых условиях. Новые спектакли ставили даже в годы Великой Отечественной войны. Среди них - «Фронт», «Офицеры флота», «Русские люди».
  • В золотой фонд мирового театрального искусства по праву вошли «На дне» и «Мещане» Горького, «Горе от ума» Грибоедова, «Гамлет» Шекспира, «Синяя птица» Метерлинка.
  • При Ефремове в театре поставили знаменитое «Соло для часов с боем» О. Заградника, переосмыслили чеховские «Чайку» и «Дядю Ваню». Пошли и современные пьесы Гельмана, Рощина, Шатрова.

В 2000 году после смерти Ефремова театр возглавил Олег Табаков. Он сделал ставку на кардинальное обновление репертуара за счет обращения к классике. В МХТ стали давать версию «Гамлета» и «Короля Лира». Остался в репертуаре бессменный «Вишневый сад» в обновленной редакции и «Белая гвардия». Появились пьесы современных российских и зарубежных авторов.

Новый главный режиссер существенно обновил и актерскую труппу. На сцене МХТ блистают О. Яковлева, К. Хабенский, М. Пореченков, А. Покровская. Таланту этих актеров покоряется роль любой сложности. Это значит, что зритель будет покупать билеты на самые разные спектакли, заявленные в репертуаре МХТ им. Чехова. Поклонники творческого коллектива еще не раз будут благодарно аплодировать талантливой труппе и раскинувшей свои крылья над всеми, словно в благословенном полете, мхатовской чайке.